Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалка по “Социологии журналистики”

Печать
Индекс материала
Шпаргалка по “Социологии журналистики”
2. Предмет, цели, задачи, функции социальной журналистики
3.Социальный и профессиональный статусы журналиста
4. Социальные аспекты личности журналиста. Самоидентификация
6.Отражение социальных проблем в российских СМИ
7.Аудитория СМИ: цель и методы изучения
8.Общественное мнение и СМИ: отражение и формирование
9.Мотивы и принципы взаимодействия журналистов и социологов
10.Основные источники социальной информации
11. Правовое регулирование обнародования результатов опросов общественного мнения в период проведения избирательной компаний
12.Основные виды соц публикаций в СМИ
13.Основные ошибки представления социальных данных в СМИ
14.Основное содержание социальной культуры журналиста
15.Соц аргументация журналистского текста
16.Контент-анализ в журналистской практике
17.Экспертный опрос и особенности его проведения
18.Российские опросные службы и их спецификация
19.Основные критерии оценки надежности социальной информации
20.Особенности графического представления социальных данных
Все страницы

Вопросы


1. Журналистика и социология: сходства и различия

2. Предмет, цели, задачи, функции социальной журналистики

3. Социальный и профессиональный статусы журналиста

4. Социальные аспекты личности журналиста. Самоидентификация

5. Понятие соц проблемы

6. Отражение соц проблем в российских СМИ

7. Аудитория СМИ: цель и методы изучения

8. Общественное мнение и СМИ: отражение и формирование

9. Мотивы и принципы взаимодействия журналистов и социологов

10. Основные источники социальной информации.

11. Правовое регулирование обнародования результатов опросов общественного мнения в период проведения избирательной кампаний

12. Основные виды социальных публикаций в СМИ

13. Основные ошибки представления соц данных в СМИ

14. Основное содержание соц культуры журналиста

15. Социальная аргументация журналистского текста

16. Контент-анализ в журналистской практике

17. Экспертный опрос и особенности его проведения

18. Российские опросные службы и их спец-я

19. Основные критерии оценки надежности социальной информации

20. Особенности графического представления социальных данных

 

1.Журналистика и социология: сходства и различия

 

Журналистика как наука — система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл управления практической журналистикой в обществе, ее влияния на изменения общественных процессов.

Социоло?гия (от лат. socius — общественный и греч. ????? — слово) — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. предметом социологии является общество во всех сторонах его бытия, а не узко политическое, экономическое или юридическое направление.

Социология журналистики – отрасль социологии, так как изучает социальные взаимодействия. Объект – журналист, жур-я деятельность = комплексная деятельность, взаимодействующая с источниками информации и коллективом редакции.

Социология журналистики – это отрасль социологии, изучающая закономерности и особенности функционирования СМИ в обществе во взаимоотношениях их с аудиторией, издающими, руководящими, финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности – на основе методов, принятых в социологии. Социология массовой коммуникации наиболее близка к социологии журналистики, хотя не вполне совпадает с нею, потому что, с одной стороны, ее предмет более широк (включает любые виды массовой коммуникации, не только СМИ, но и рекламы, паблик рилейшнз – связи с общественностью – и др.), а с другой стороны, более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие (информирование, просвещение, развлечение и т. п.).

Теоретики журналистики приписывают социология журналистики к основам журналистики. Этот вопрос не объяснен.

Мы подошли к вопросу о сходстве и различии социологии и журналистики. Как ни парадоксально, родственность этих форм познания и отражения мира основывается на том, что они поставляют приблизительную (с математической точки зрения) информацию. Подробное сопоставление журналистики и социологии на методологическом уровне дано в учебном пособии «Журналистика и социология» (МГУ, 1995). Приведем его в тезисной форме:

· оба вида деятельности относятся к обществоведческой сфере, при том, что социология в большей мере ориентирована на прогнозирование развития процессов и явлений, а журналистика больше погружена в текущую практику;

· они руководствуются сходными принципиальными установками: гуманистическая направленность, социальная ответственность, гражданская заинтересованность, стремление к получению надежной и достоверной информации;

· у них общие объекты исследования и отражения – современное общество и его структурные компоненты, взятые и в объективном (факты, поведение), и в субъективном измерениях (мнения, интересы, отношения), однако социология тяготеет к массово-статистическим фактам и процессам, а для прессы характерно обостренное внимание к человеческой индивидуальности и уникальным событиям;

· применяется примерно одинаковый комплекс методов труда, среди которых социологи отдают предпочтение массово-статистическим и формализованным методам, а журналисты – углубленному знакомству с индивидуально-конкретными явлениями;

· основной адресат (потребитель продукции) для социологов – специалисты и органы управления, для журналистов – массовая аудитория; но как ученые нуждаются в диалоге с широкой общественностью, так и сотрудники СМИ в случае необходимости апеллируют к органам управления;

· взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину, в которой статистически значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнедеятельности общества.

Как нетрудно заметить, приведенные характеристики касаются главным образом сбора, обработки и распространения информации, т.е. эмпирической деятельности. Если же вести речь о теории и профессиональном самосознании сотрудников СМИ, то нас больше будут интересовать концепции, подходы, методология системного анализа, которые привносятся в представления о журналистике из науки об обществе. Ни назначение прессы, ни ее функции и отношения с другими институтами, ни мера ее влияния на целостный социальный организм не могут быть поняты без учета того распределения ролей, той игры сил, которые объективно сложились в обществе и систематически осмысливаются в социологии.