Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по административному праву. Часть 2

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по административному праву. Часть 2
Правовые акты управления: понятие и юридическое значение
Виды правовых актов, их классификация
Подготовка, согласование, вступление в силу правовых актов управления
Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и последствия их несоблюдения
Понятие и назначение методов управления
Виды методов: критерии классификации, их система
Административно-правовое принуждение: сущность, виды
Административно-предупредительные меры
Меры административного пресечения
Восстановительные меры
Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
Контрольные полномочия президента РФ
Контроль органов законодательной (представительной) власти
Контроль органов исполнительной власти. Административный надзор
Главные задачи административного надзора
Общий административный надзор
Органы судебной власти и законность в управлении
Общий надзор прокуратуры
Понятие и основные черты административной ответственности
Понятие и признаки административного правонарушения, его юридический состав
Система административных наказаний
Административная ответственность организаций
Основания дисциплинарной ответственности, понятие дисциплинарного проступка
Понятие и цели административного процесса
Понятие и виды административных производств
Задачи и структура производства по делам об административных правонарушениях
Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Особенности административно-правового регулирования
Понятие и содержание административно-правововых норм
Особенности административно-правовых норм
Юридические факты в административном праве
Виды административно-правовых отношений, их классификация
Предмет науки административного права; её соотношение с другими науками
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Понятие и основы классификации органов местного самоуправления
Система полномочий органов местного самоуправления
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
Действие актов управления, утрата силы
Все страницы

Понятие, виды назначение форм управления


Все формы в управленческой деятельности подразделяются на:

правовые

неправовые.

Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет за собой определенные юридические последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления.

Традиционно выделяют 5 форм управленческой деятельности:

  • установление норм права – специфическая правовая форма
  • применение норм права – основная правовая форма, осн. содержание – исполнительно-распорядительная деятельность.
  • административно – правовой договор

Неправовые:

  • организационные действия – повседневные разнообразные проявления упр. деятельности
  • материально-технические операции – носит вспомогательный характер.

Законом устанавливаются все формы, и орган может избрать ту форму, которая предписана соответствующим положениями. При определенных условиях неправовая форма может стать правовой.

Характерная черта правовой формы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц. Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

Правовые формы государственного управления классифицируются по следующим основаниям.

По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную. Правотворческая (правоустановительная) управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Ее соотношение с другими формами правотворчества (законодательной деятельностью представительных органов) характеризуется подчиненностью, ибо правотворческая деятельность органов исполнительной власти производится на основе и во исполнение законов, указов и других актов органов представительной власти и Президента Российской Федерации.

Правоприменительная управленческая деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает:

  • установление фактических обстоятельств дела;
  • выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и пространстве);
  • уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование;
  • принятие по делу решения, индивидуального акта;
  • исполнение акта применения нормы права.

По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние правовые формы управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Внешние правовые формы управленческой деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов, сигналов, знаков и т.п.). Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности — индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

Широко используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

Неправовые формы управленческой деятельности не требуют полного и строгого, определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий и не влекут юридических последствий. К неправовым формам относятся формы выражения организационных действий и материально-технических операций по управлению.

Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления. К материально-техническим действиям, например, относятся составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, размножение материалов и документов и др.



 

Карты памяти microSD http://usb-market.ru